Осенью на выставке SPIBS 2022 я познакомился с Сергеем и Юлей Бочаровыми, они восстановили пароход из 1950‑х годов. «Политрук Бочаров» очаровал меня с первых минут, и теперь мимолетная влюбленность лишь окрепла, ведь приплыл он оттуда, где, кажется, безраздельно царило счастье. После войны на Севастопольском морском заводе имени Серго Орджоникидзе по проекту ЦКБ 51 выпустили серию из 14 морских пассажирских катеров прибрежного плавания. Изначально они служили в городе в качестве морских трамвайчиков, развозили людей по соседним бухтам. Примерно с 1962 года катера начали списывать, а 11‑му корпусу c регистрационным номером 2850 повезло: теплоход был модернизирован под прогулочный теплоход запорожского коксохимического завода.
В 2013 году завод решил продать этот теплоход и начался десятилетний проект по восстановлению и модернизации его в комфортабельный теплоход, начиненный самыми современными системами, но скрытыми в антураже интерьера и экстерьера теплохода 50-60-х годов. — Мы обратились в ЦНИИМФ, —вспоминают Бочаровы— чтобы там рассчитали изменения в конструкции, позволяющие ходить при высоте волны до 2 м (было до 1,2 м) и на удалении от берега до 12 миль. Корпус переварили, заменив всю подводную часть, подняли фальшборт и подволок, задрали нос, расширили ют, сделали открытую палубу на крыше надстройки, срезали и заменили старую рубку. Пропорции и внешний вид катера от этого почти не изменились, зато выросла остойчивость. Оригинальную пропульсивную систему демонтировали, установили дизель Iveco (220 л.с.) и генератор Lombardini, заменили все системы. Добиться наилучшей развесовки оказалось непросто, и несколько раз пришлось все пересчитывать. Первые два года реконструкция шла на Украине, а в 2015 году мы перевезли теплоход автотранспортом в Петербург. По словам Сергея, сложнее всего при восстановлении было отыскать материалы и детали, которые использовались на пароходах того времени. Как следствие — у каждого предмета декора своя история. Больше всего меня поразило то, что внутри «Политрук Бочаров» — не безжизненный музей, но уютное жилище, в котором все поставлено на свои места не дизайнером, а заботливой бабушкиной рукой.
«Мы хотели воссоздать теплоход в духе 1950–60‑х годов — времени, когда превалировали закругленные формы, не было характерного для современности упрощения и думали о мелочах», — поясняет Юля Бочарова. — Получился некий собирателный образ судна, которое могло бы попасть на ВДНХ и, может, даже выйти в серийное производство. Мы ходили по музеям и другим пароходам, наблюдали и фантазировали на тему того, как все это могло выглядеть. Времени у нас было достаточно, поэтому дизайн придумывали сами и, не торопясь, тщательно восстанавливали каждую вещь». Для 70-ти летнего советского катера у «Бочарова» отличная обитаемость. На судне два салона (носовой также трансформируется в двухместную каюту), две пассажирские каюты по бортам, имеется полноценный камбуз со всем необходимым (посудомойка, электроплита, духовка, СВЧ-печь, холодильник и морозильник), гальюн и душевая, защищенная от ветра обеденная зона в кормовом кокпите с обогревом, уютная приподнятая рубка с диванной зоной, которая тянет на третий салон, и просторная солнечная палуба, где в погожие дни расставляют шезлонги и надувной бассейн для ребенка. В носовом салоне второго гальюн с душем, есть шкиперская кладовая со стиральной машиной и сушилкой. Все помещения отапливаются, жилая зона оборудована системой вентиляции, кондиционирования и теплыми полами. Нижняя палуба отведена для размещения систем и судового оборудования. Уходить из теплой рубки прошлого века в реалии века нынешнего мне совсем не хочется, и, чтобы еще немного продлить разговор, я осторожно интересуюсь у радушных хозяев, не планируют ли они сдавать свой уникальный теплоход в чартер. Ответ простой и честный: поскольку кораблик уже стал для них вторым любимым домом, чартер в формате «свадьба-юбилей-мальчишник» не предполагается. Впрочем, нечастые индивидуальные ретропрогулки малым составом все же возможны, но только с теми, для кого слово «ностальгия» — не пустой звук. Ведь плавание на этом катере сродни, например, воскресной поездке за город на «Икарусе 55 Люкс» или более длительному путешествию на «Восточном экспрессе», а потому подходит далеко не всем.